Слово «метавселенная» стало популярным еще в конце прошлого века благодаря научной фантастике. Писатели представляли виртуальную реальность как утопический аналог обычной жизни, где были исключены неразрешимые проблемы настоящего, такие как социальное неравенство, голод и борьба за ресурсы. Утопия состояла в неограниченных возможностях цифрового воплощения — человек может быть кем угодно и получать все, что захочет.
Полностью виртуальные миры появились и в большом кино, а затем о них заговорили масштабные фигуры мирового рынка, которые были готовы инвестировать в развитие цифровой реальности. Все это окончательно утвердило идею метавселенной как следующего этапа развития интернета.
Полностью виртуальные миры появились и в большом кино, а затем о них заговорили масштабные фигуры мирового рынка, которые были готовы инвестировать в развитие цифровой реальности. Все это окончательно утвердило идею метавселенной как следующего этапа развития интернета.
Но до недавнего времени разработка полноценной метавселенной оставалась лишь на этапе идеи, так как требует множества технологических и финансовых ресурсов, а также несет существенные риски не только для своих создателей, но и для пользователей. Ситуация стала меняться в 2021 году, когда о создании метавселенной объявил американский программист — Марк Цукерберг. Тема снова оказалась на первых полосах, а эксперты принялись обсуждать возможности разработки и строить предположения о том, как именно будет выглядеть метавселенная. К Цукербергу присоединились и главы других крупных корпораций, среди которых Microsoft и Apple, которые также объявили о своих намерениях развивать собственные метавселенные. Но, несмотря на общую заинтересованность IT-рынка в создании цифрового мира, до сих пор нет единого определения, что конкретно будет включать в себя метавселенная и какими характеристиками будет обладать. Попробуем разобраться, что нам известно сегодня.
Метавселенная (Metaverse) — это постоянно действующий виртуальный мир, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью технологий виртуальной реальности. Несколько преимуществ метавселенной:
Метавселенная (Metaverse) — это постоянно действующий виртуальный мир, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары, с помощью технологий виртуальной реальности. Несколько преимуществ метавселенной:
Культурные события с эффектом присутствия
За последние пару лет виртуальные концерты любимых исполнителей начали набирать популярность. Зритель в виртуальном мире не ограничен выбранным местом в билете, он может перемещаться по залу, рассматривать детали и полностью погружаться в атмосферу шоу, не опасаясь потеряться в толпе. Актуально это и для других мероприятий, организаторы которых уже активно используют технологии виртуальной реальности для привлечения большего количества зрителей. Например, в начале 2023 года компания Сбер стала вдохновителем и технологическим партнером музыкальной премии, которая прошла в метавселенной.
За последние пару лет виртуальные концерты любимых исполнителей начали набирать популярность. Зритель в виртуальном мире не ограничен выбранным местом в билете, он может перемещаться по залу, рассматривать детали и полностью погружаться в атмосферу шоу, не опасаясь потеряться в толпе. Актуально это и для других мероприятий, организаторы которых уже активно используют технологии виртуальной реальности для привлечения большего количества зрителей. Например, в начале 2023 года компания Сбер стала вдохновителем и технологическим партнером музыкальной премии, которая прошла в метавселенной.

Образование будущего
Технологии дополненной и виртуальной реальности становятся все более популярными средствами обучения. Одним из примеров их использования является создание виртуальных экскурсий в музеи, галереи и другие культурные учреждения.
Некоторые российские компании уже начали применять метавселенную, чтобы создавать пространства для обучения. Например, "Университет 2035", в сотрудничестве с VR-студией "Fibrum", разработали курс по ремонту автомобилей, который позволяет получить практический опыт в виртуальной среде. Другой российской компанией, активно применяющей новые разработки, является "Классэкс". Они создали VR-платформу "КлассVR", на которой студенты могут погружаться в 3D-модели и взаимодействовать с ними, а учителя могут создавать и подбирать учебный материал.
Технологии дополненной и виртуальной реальности становятся все более популярными средствами обучения. Одним из примеров их использования является создание виртуальных экскурсий в музеи, галереи и другие культурные учреждения.
Некоторые российские компании уже начали применять метавселенную, чтобы создавать пространства для обучения. Например, "Университет 2035", в сотрудничестве с VR-студией "Fibrum", разработали курс по ремонту автомобилей, который позволяет получить практический опыт в виртуальной среде. Другой российской компанией, активно применяющей новые разработки, является "Классэкс". Они создали VR-платформу "КлассVR", на которой студенты могут погружаться в 3D-модели и взаимодействовать с ними, а учителя могут создавать и подбирать учебный материал.

Широкие возможности для розничной торговли
Благодаря развитию технологий современные покупатели получили возможность выбирать и примерять товары с помощью цифровых аватаров. Интерактивный опыт взаимодействия с товаром может существенно увеличить количество совершенных покупок, что, несомненно, пойдет на пользу бизнесу. Российские компании только начинают использовать технологии в сфере розничной торговли, но уже есть успешные примеры. Например, в 2021 году компания "Альпина Паблишер" запустила виртуальный магазин в приложении "Альпина онлайн", где пользователи могут просматривать и выбирать книги в 3D-формате.
Благодаря развитию технологий современные покупатели получили возможность выбирать и примерять товары с помощью цифровых аватаров. Интерактивный опыт взаимодействия с товаром может существенно увеличить количество совершенных покупок, что, несомненно, пойдет на пользу бизнесу. Российские компании только начинают использовать технологии в сфере розничной торговли, но уже есть успешные примеры. Например, в 2021 году компания "Альпина Паблишер" запустила виртуальный магазин в приложении "Альпина онлайн", где пользователи могут просматривать и выбирать книги в 3D-формате.

Кроме очевидных преимуществ и возможностей для многих сфер бизнеса, создание метавселенных несет в себе и серьезные риски:
Безопасность пользователей
Метавселенные будут хранить огромное количество информации о пользователе: кроме уже используемых персональных данных, платформа сможет записывать движения, эмоции, положение глаз, реальные и виртуальные взаимодействия. Утечка персональных данных в этом случае может привести к серьезным преступлениям.
Безопасность пользователей
Метавселенные будут хранить огромное количество информации о пользователе: кроме уже используемых персональных данных, платформа сможет записывать движения, эмоции, положение глаз, реальные и виртуальные взаимодействия. Утечка персональных данных в этом случае может привести к серьезным преступлениям.

Игровая зависимость
Увлечение метавселенными может привести к игромании. Полностью виртуальные миры обладают огромным потенциалом для развития любых игровых взаимодействий, а значит в перспективе представляют серьезную опасность развития зависимости. Жизнь цифровых аватаров может стать намного увлекательнее реальной жизни, что неизбежно приведет к увеличению времени, проведенного в метавселенной.
Увлечение метавселенными может привести к игромании. Полностью виртуальные миры обладают огромным потенциалом для развития любых игровых взаимодействий, а значит в перспективе представляют серьезную опасность развития зависимости. Жизнь цифровых аватаров может стать намного увлекательнее реальной жизни, что неизбежно приведет к увеличению времени, проведенного в метавселенной.
Влияние на психику и взаимодействие между людьми
Метавселенная предлагает пользователю испытать эмоции, которые могут быть недоступны в реальной жизни. Например, попробовать экстремальные виды спорта без риска для здоровья. Однако различия виртуально полученных эмоций от реальных переживаний еще только предстоит изучать исследователям. Существуют опасения, что длительные “цифровые эмоции” могут снижать эмпатию и чувствительность человека. Неизбежным кажется и трансформация человеческого общения в виртуальной среде. Появится необходимость в создании “виртуального этикета” для регулирования взаимоотношений.
Пока амбициозная разработка не воплотилась в жизнь, можно только строить гипотезы о пользе и опасностях виртуального мира. Сейчас нельзя однозначно сказать, сможет ли метавселенная стать новой реальностью или же останется приятным бонусом к уже существующим возможностям глобального интернета. Несмотря на вызовы и потенциальные риски, хочется верить, что метавселенные — захватывающая и перспективная технология, которая способна сделать нашу жизнь интереснее и разнообразнее.
Метавселенная предлагает пользователю испытать эмоции, которые могут быть недоступны в реальной жизни. Например, попробовать экстремальные виды спорта без риска для здоровья. Однако различия виртуально полученных эмоций от реальных переживаний еще только предстоит изучать исследователям. Существуют опасения, что длительные “цифровые эмоции” могут снижать эмпатию и чувствительность человека. Неизбежным кажется и трансформация человеческого общения в виртуальной среде. Появится необходимость в создании “виртуального этикета” для регулирования взаимоотношений.
Пока амбициозная разработка не воплотилась в жизнь, можно только строить гипотезы о пользе и опасностях виртуального мира. Сейчас нельзя однозначно сказать, сможет ли метавселенная стать новой реальностью или же останется приятным бонусом к уже существующим возможностям глобального интернета. Несмотря на вызовы и потенциальные риски, хочется верить, что метавселенные — захватывающая и перспективная технология, которая способна сделать нашу жизнь интереснее и разнообразнее.